Наша страна – самая большая в мире, в ней есть множество уникальных мест и красивейших уголков. Некоторые из них общеизвестны, про некоторые знают только местные жители. В рабочих хлопотах мы не всегда успеваем оглянуться вокруг, насладиться красотами золотого осеннего леса средней полосы, пейзажами привольно раскинувшейся уральской тайги или полной безмолвия тундры, заснеженными горами Кавказа или величавым течением сибирских рек. Но если внимательно оглядеться вокруг – поверьте, можно увидеть немало интересного. Мы продолжаем цикл публикаций, в котором надеемся не только открыть что-нибудь новое, но и освежить в памяти уже существующее. Мы хотим показать вам Россию. Нашу Россию.
Сегодня мы расскажем об истинном бриллианте Урала – реке Чусовая.
Чусовая одна из двух рек, которые протекают одновременно в двух частях света. Начиная своё течение из Большого Чусовского озера в Азии, она пересекает Уральские горы в наиболее низком их месте и далее течёт уже в Европе, впадая в Каму. В среднем течении русло реки сужается, склоны часто носят каньонообразный характер, поэтому на данном отрезке её нередко именуют Горная Чусовая. После выхода из Уральских гор, уже в своём низовье, река носит типично равнинный характер. Скорость течения замедляется, русло расширяется: река неторопливо течёт в окружении заливных лугов, болот, лиственных и смешанных лесов, временами описывая широкие излучины.
Существует несколько версий о происхождении названия «Чусовая». Версия первая выводит это слово от двух корней: искажённого коми-пермяцкого или удмуртского «чус» в значении «быстрый, проворный» и «ва», что означает «вода». Некоторые исследователи проводят параллели с китайской рекой Чу, дескать, часть племён государства Юэбань переселилась на Урал и влилась в состав башкирского народа. На новое место они перенесли память о своей прежней родине в бассейне реки Чу, что и передалось в русский язык словом «Чусовая». Также есть гипотеза о происхождении названия от общепермского слова «чус», что означает «глубокий овраг, ущелье, русло реки с высокими берегами, каньон».
Первые русские поселения появились на Чусовой только в 1568 году и были связаны с именем купцов Строгановых, которым весь бассейн реки был отдан во владение. Впоследствии, когда на Урал пришли Демидовы, граница между владениями проходила по реке Межевая Утка.
Именно Демидовы разведали богатые месторождения металла и стали активно строить железоделательные заводы. Так, Акинфием Демидовым в 1734 году был основан завод в Ревде, сегодня это действующий метизно-металлургический завод, а в 1732 году был заложен первый камень в основание Васильево-Шайтанского железоделательного завода, который со временем превратился в Первоуральский новотрубный завод.
Сегодня эти и другие предприятия региона по праву можно назвать градообразующими. В их домнах и мартенах выплавляется сталь, производятся необходимые для страны изделия. Именно Первоуральский и Ревдинский заводы защищает оборудование НПП «ЭКРА», установленное силами ПТК «ЭКРА-Урал» на подстанциях: 35 кВ «Новотрубная» и 220 кВ «Первоуральская».
А ведь каких-то 130 лет назад уральские заводы представляли собой весьма своеобразное зрелище. Павел Бажов, автор всем знакомых уральских сказок, так описывал свои первые впечатления о «Медной горе» при переезде в Полевской в 1890-х годах: «Подъезжая к Полевскому заводу, я первым делом искал глазами эту Медную гору, которую так ясно представлял. Кругом завода было много обычных для Урала, покрытых хвойным лесом гор, но искомой горы не было. Чуть не расплакался от обиды. Никакой горы тут вовсе не оказалось. Было поле самого унылого вида. На нём даже трава росла только редкими кустиками. На поле какие-то полуобвалившиеся загородки из жердей да остатки тяговых барабанов над обвалившимися шахтами. На попытку «уличить» в обмане отца, много рассказывавшем мне о горе, он спокойно объяснил: «Я же говорил, что рудник это. Медную руду добывали. Значит, гора и есть. Всегда руду из горы берут. Только иная гора наружу выходит, а иная в земле».
Добытую руду осенью и зимой на заводах переплавляли в железные крицы (металлические болванки) и барками спускали вниз по Чусовой. Происходило это обычно в весеннее половодье, а для того, чтобы ещё больше поднять уровень реки – спускали заводские пруды. Подобный сплав был очень опасен для тяжёлых деревянных судов, до финиша доходили далеко не все – течение реки было капризно и могло с лёгкостью разбить неповоротливую барку о скальные выходы. Самые опасные камни называли «бойцами», у каждого было собственное имя: «Разбойник», «Омутной», «Шайтан» и пр.
К примеру, на сплаве 1877 года на камне «Разбойник» разбилось два десятка барок и утонуло свыше сотни сплавщиков, после чего часть «Разбойника» была взорвана. В тех местах, где сильное течение выносило барки на опасные скалы, устраивали «заплавни» – своеобразные демпферы из брёвен, а чтобы уменьшить скорость барки, за борт бросали железные цепи с большими звеньями. В них вкладывали чугунные кресты (лоты) с общим весом в 60 пудов. Для идентификации на барках устанавливали разноцветные флюгеры («репейники») и фирменные флаги заводов: цвета Ревдинского завода – чёрный и белый, Шайтанского – жёлтый, Полевского – сине-зелёный, Сысертского – зелёно-жёлтый. Опытные сплавщики были на вес золота и работали с артелью, в которую входили водолив, гребцы и вспомогательный персонал.
Однако со строительством железнодорожной ветки к заводам надобность в сплаве «железных караванов», как их называли, отпала, и Чусовая постепенно превратилась в излюбленный туристами водный маршрут.
Кстати, именно здесь путешествовал в 1912 году на аэроглиссере знаменитый фотограф, член Императорского Русского географического, Императорского Русского технического и Русского фотографического обществ Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Его цветные фотографии тех мест дают нам бесценную возможность погрузиться в атмосферу того времени. Массовый туризм на Чусовой стал развиваться лишь в советское время – впервые общество «Советский турист» пришло сюда в 1928 году. «Золотой век» туризма пришёлся на 1950-1960 годы, когда был разработан официальный Всесоюзный плановый лодочный маршрут. Приезжавшие по профсоюзным путёвкам туристы сплавлялись на деревянных лодках-плоскодонках в сопровождении инструкторов.
Сплавляться можно как весной (май), так и летом, но помните, что с июня Чусовая сильно мелеет. Река имеет I категорию сложности, из препятствий только опоры мостов, а наиболее красивый участок – в среднем течении. Кстати, если вы будете сплавляться от Усть-Койвы до Чусового – непременно загляните на Голубое озеро, где расположена самая глубокая подводная пещера нашей страны. В 2017 дайверам году удалось попасть в неизвестную ранее часть пещеры, теперь общая протяжённость разведанной части подводной пещеры составляет около 600 м, а максимальная глубина 88 м.
Чусовая сегодня – это потрясающе красивая река с глубокой историей. Природные и антропогенные достопримечательности, рассыпанные по её берегам, способны удовлетворить самого взыскательного туриста. Приезжайте и не пожалеете, ведь это Россия, наша Россия.
Пресс-центр
НАША РОССИЯ. Река Чусовая
12 февраля 2020 г.